Четверг, 20.09.2018, 15:34
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 171
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Кабинет учителя

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

СИСТЕМА СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

СИСТЕМА СЛОВАРНО-ОРФОГРАФИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ ПРИ ИЗУЧЕНИИ

СЛОВАРНЫХ СЛОВ

         В начальном курсе грамматики, правописания и развития речи большое значение придается словарно-орфографической работе, в процессе которой учащиеся усваивают слова с непроверяемыми написаниями, данные в специальных списках для каждого класса. Первоначальное знакомство с такими словами идет уже в 1 классе в «Прописи».  

             Традиционно слова с непроверяемым написанием, или так называемые словарные слова, усваиваются младшими школьниками путем механического запоминания их графического облика, ориентируя учащихся на формальное заучивание этих слов, не обеспечивая достаточно быстрого и прочного их запоминания.

          Осмысленность запоминания может быть достигнута:

     - на основе понимания учеником значения изучаемого слова;

     - сущности и характера содержащейся в нем трудности;

     - установления связи данного слова с ранее изученными словами;

    - сообщение и использование специальных приемов запоминания;

    - активного включения «трудных» слов в речевую практику детей.

 

ОСНОВНЫЕ   ЭТАПЫ   В   РАБОТЕ   СО  СЛОВАРНЫМ   СЛОВОМ.

I этап. Знакомство с новым словарным словом. Способы предъявления нового слова:

а) чтение загадки, отгадывание ее учащимися;

б) прослушивание грамзаписи и определение предмета, о котором идет речь;

в) рассматривание предметной картинки;

г) описание признаков предмета или предъявление слова-синонима, слова-антонима.

II этап. Работа над слуховым образом словарного слова.

     Учащиеся проговаривают слово орфоэпически правильно, без выделения слогов, определяют в нем «трудное» место.

III этап. Запись слова с «окошком», постановка орфографической задачи.

           После того как учащиеся определили ударный и безударный слог, они записывают словарное слово, показывая «опасное» место пропуском буквы.

IV этап. Работа над зрительным образом словарного слова.

          Одним из средств, обеспечивающих осмысленность и тем самым повышающих правильность и прочность запоминания непроверяемых написаний, является этимологический анализ. Этимологическая справка содержит информацию о происхождении слова, его первоначальном значении, помогает «прояснить» исторический состав слова. Нередко обращение к истории слова позволяет мотивировать его современное правописание.

           Этимологическую справку следует сообщить детям на уроке знакомства с новым словом. Работа при этом строится в следующем порядке:

1) Постановка цели. Предъявление нового слова, чтение, уточнение его значения, частичный звуко - буквенный анализ с целью выделения орфограммы.

2) Орфографическое проговаривание, запись слова, выделение орфограммы в записанном слове.

3) Сообщение учителем или учащимися этимологической справки, краткая схематическая запись ее на доске, в тетрадях или словариках.

4) Подбор однокоренных слов.

5) Составление словосочетаний или предложений с изученным словом, комментированная запись их с использованием этимологии для объяснения правописания.

Однако далеко не всегда этимологическая справка содержит опорное написание. В таких случаях мы использовали такой прием, когда трудная орфограмма словарного слова связывается с ярким АССОЦИАТИВНЫМ  ОБРАЗОМ, который вспоминается при написании данного словарного слова, помогая правильно написать орфограмму. Ассоциативная связь может быть по цвету, месторасположению, количеству, форме, действию, материалу,  звучанию,  вкусу, назначению, массе и т.д.

     Требования к ассоциативному образу:

а) ассоциативный образ обязательно должен быть связан со словарным словом каким-то общим признаком;

б) ассоциативный образ должен иметь в своем написании не вызывающую сомнений букву, которая является сомнительной в словарном слове.

Работа над созданием ассоциативного образа включает следующие этапы:

Записать словарное слово и поставить ударение.

1)Выделить (подчеркнуть) слог, который вызывает трудности (сомнение) при написании.

 2)Выписать отдельно слог, вызывающий сомнение, выделив цветом сомнительную орфограмму.

3)Найти ассоциативный образ, связанный со словарным словом и записать его напротив словарного слова.

4)Изобразить словарное слово, объединенное с ассоциативным образом (рисунок) и (или) пересечение слов через сомнительную орфограмму.

5)Прочитать словарное слово и четко воспроизвести вслух найденный ассоциативный образ, представляя их объединение и связывающую их сомнительную орфограмму.

                    Объект словарной работы – слово является сложной и многогранной единицей языка.           Для эффективного усвоения  трудных слов, необходимо рассматривать в единстве все стороны словарного слова (его лексическое значение, грамматические признаки, морфемный состав, а также произношение и написание).  Таким образом, создаются условия, при которых у учащихся развивается разносторонний подход.

           В результате этого можно проклассифицировать виды упражнений над словами с непроверяемыми гласными по направлениям:

1) фонетические упражнения;

2) словообразовательные упражнения;

3) морфологические упражнения;

4) синтаксические упражнения;

5) упражнения лексического характера: упражнения-наблюдения над синонимами, антонимами, омонимами, многозначными словами, упражнения-наблюдения над фразеологическими оборотами, пословицами и поговорками.

            Основной смысл фонетических упражнений состоит в том, чтобы учащиеся научились легко слышать звучащее слово, каждый звук в отдельности и позицию этого звука, умели производить анализ звуковой формы слов при внутреннем их проговаривании. Все эти упражнения способствуют формированию фонематического слуха и речевых навыков. В результате фонетических упражнений у детей формируются знания о слоге, о звонких и глухих согласных, о твердых и мягких согласных, об ударении, ударных и безударных гласных, алфавите.

          Большой интерес у учащихся вызывает работа над составом слова. В результате таких упражнений формируются навыки правописаниях однокоренных словарных слов, умение разбирать слова по составу.

         Морфологические упражнения имеют своей целью осознание учащимися морфологического строя русского языка. При изучении частей речи разнообразные виды практических упражнений помогают объединить отдельные слова в определенные группы; разграничить и определить формы частей речи: склонение, падеж, время, лицо, число, для того чтобы осознанно употреблять слова с непроверяемым написанием в устной и письменной речи в правильной форме.

            Синтаксические упражнения со словарными словами ставят перед собой задачу закрепить те теоретические сведения, которые дети получили по синтаксису, показывают школьникам роль языковых единиц в речи, общении между людьми, помогают разобраться в структуре несложных по своему построению и составу словосочетаний и предложений, сознательно составлять  словосочетания и предложения.

            Значительное место в системе словарно-орфографической работы должны занимать упражнения лексического характера. Важно, чтобы ученики понимали, как изучаемое слова, так и однокоренные ему слова и могли использовать это слово в речи в соответствующем ему значении. Организация работы над словами с трудным написанием предполагает и проведение наблюдений над многозначностью и омонимичностью изучаемых слов, их прямым и переносным значением, синонимами и антонимами. На материале предложенных текстов учащиеся находят такие слова, выясняют их значение, составляют с ними словосочетания и предложения, а также обосновывают необходимость включения того или иного слова в контексте. В связи с изучением грамматики проводятся лексические упражнения, в которых учащиеся объясняют значения слов как прямые, так и переносные, выясняют многозначность слов, разбираются в отношениях между синонимами и антонимами, составляют с ними предложения.

            Изучение слов с непроверяемыми написаниями дает возможность познакомить детей  с фразеологизмами, устойчивыми сочетаниями слов. Такое знакомство позволяет показать фразеологическое богатство нашего языка,

обогатить речь детей фразеологизмами, сформировать умение замечать фразеологизмы в предложении и умело их использовать в самостоятельно составленном тексте или своей речи. К числу доступных для восприятия младшими школьниками фразеологизмов относятся такие: «яблоку негде упасть», «язык заплетается», «заячья душа», «воробью море по колено», «одна нога здесь, другая – там» и другие.

         В обучении письму непроверяемых слов применяются и занимательные формы работы: включение трудных слов в словесные игры, кроссворды, ребусы.   

Систематическая и целенаправленная работа над словарными словами вызывает у учащихся интерес к изучению этих слов и способствует их прочному и успешному запоминанию. Необходимо, чтобы ребенок использовал одно и то же слово 5-7 раз в разнообразных вариантах упражнений, которые представлены в данном пособии.

 

 


Категория: Мои статьи | Добавил: Seq (11.11.2010)
Просмотров: 5342 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: